учимся вместе

Уважаемые родители!  

Данная информация знакомит вас,

что должен знать и уметь ваш ребёнок во 2 классе по русскому языку и математике.

Надеюсь, что на протяжении  года

вам  будет  легче контролировать  учебу ребенка и помогать ему.

Русский язык

  • знать все буквы и звуки алфавита, их названия и основные отличия

Звуки произносим и слышим, буквы пишем и читаем

  • знать, какие бывают гласные звуки и буквы

Гласные звуки и буквы бывают ударные и безударные.

е,ё,ю,я —  буквы, которые обозначают ДВА звука

 е- [й’][э],     ё-[й’] [о],      ю- [й’][у],      я-[й’] [а],    

 когда стоят в начале слова, после гласной буквы или после ъ и ь.

Например,  яблоко—[й’а]блоко , водоём —водо[й’о]м , юг —[й’у]г ,  ель —[й’э]ль.

Но после согласного звука е,ё,ю,я обозначают ОДИН звук.

Например, мята [м’ата],  лес[л’эс].

  • знать, какие бывают согласные звуки и буквы

Согласные звуки бывают твердыми и мягкими: [мост] [м’ир].

Всегда твёрдые звуки: [ж],  [ш] , [ц].

Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’] , [щ’].

Согласные звуки бывают звонкие и глухие.

  • уметь соотносить количество звуков и букв в словах (например: в слове ЛОСЬ — 4 буквы и 3 звука, в слове ЯМА — 3 буквы и 4 звука)
  • уметь делить слова на слоги, определять количество слогов (например: в слове МОРЕ 2 слога мо-ре, в слове ОСЕНЬ два слога о-сень, в слове ДОМ -один слог дом)
  • уметь определять ударение в слове (например: карандАш, шкОла). Кстати, Ё всегда ударная! (весЁлый, свЁкла, Ёжик)
  • знать правила переноса слов

Чтобы перенести слово, делим слово на слоги.

НЕЛЬЗЯ оставлять на строчке или переносить одну букву!

Слова с ь и с й делятся по правилу: зай-ка, прось-ба, чай-ка, ма-лень-кий.

  • обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и мягким знаком

На письме мягкость согласных звуков обозначает МЯГКИМ ЗНАКОМ, например солЬ или гласными буквами, например, лЮстра.

  • уметь находить границы предложения, ставить знаки препинания, начинать предложение с большой буквы
  • уметь писать большую букву в именах собственных: именах, фамилиях, названиях городов, деревень, кличках животных
  • уметь писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу
  • уметь писать слова с сочетаниями чк, чн, сн, нч, зн (например: руЧКа, реЧКа, пеСНя, птеНЧик, жиЗНь)
  • правильно обозначать буквами парные звонкие и глухие согласные звуки на конце слов (например: глаз, так как глаза, ряд — ряды, гриб — грибы, дождь- нет дождя, мягкий — мягок)
  • уметь писать слова с безударными гласными в простых словах (например: мячи -мЯч, река-рЕки, окно —Окна)
  • уметь писать слова с непроизносимыми согласными (например: звёздный — звезДа, капустный — капуста)
  • различать слова, отвечающие на вопрос кто?, и слова, отвечающие на вопрос что?
  • писать раздельно предлоги со словами (например: у дома, за другом, возле магазина)
  • знать части речи: существительное, глагол, прилагательное, предлог.

Имя существительное — это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что? (например: кукла, радость, весна, стол, кошка)

Имя прилагательное  — это часть речи, которая  обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое? и другие (например: красивая, белая, пушистая, весёлый).

Глагол  — это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает?, что сделает? и другие (например: бежать, прыгать, учить, нарисовать).

Предлог — это служебная часть речи, которая связывает слова (например: у дома, за подругой).

  • уметь подбирать однокоренные слова            (например:лист листвалистик, листопад, лиственница)

Однокоренные слова — это слова, у которых общий корень и общий смысл.

  • знать и разбирать слово по составу: окончание и основа: корень, приставка, суффикс (например, подсказка:  а— окончание, подсказк — основа, сказ— корень, под — приставка, к — суффикс).

Корень — это общая часть всех родственных слов.

Окончание — это изменяемая часть слова, или часть слова, которая изменяется. Например: подруга, нет подруги, думаю о подруге, гожусь подругой.

Основа — это всё, кроме окончания.

Приставка — это часть слова, которая стоит перед корнем.

Суффикс — это часть слова. которая стоит после корня. 

Математика

  • знать последовательность чисел от 0 до 100
  • уметь называть последующее и предыдущее число(например: «Назови предыдущее число числа 5». «Какое число пропущено между числами 7 и 9?» «Назови последующее число для числа 12»).
  • иметь понятие об однозначных и двузначных числах

Наименьшее однозначное число 1, наибольшее однозначное число 9, наименьшее двузначное число 10, наибольшее двузначное число 99. Двузначные числа состоят из десятков и единиц.

  • уметь прибавлять и вычитать в пределах 100 с переходом через десяток (например:  56+36, 72-15) 
  • знать названия компонентов сложения и вычитания

Слагаемое + Слагаемое = Сумма

Уменьшаемое – Вычитаемое  = Разность

  • знать переместительный закон сложения

От перестановки мест слагаемых сумма не изменяетсянапример: 5+3=8 и 3+5=8

  • знать таблицу умножения
  • знать названия компонентов умножения и деления:

Множитель x Множитель = Произведение

Делимое : Делитель =  Частное

  • знать переместительный закон умножения:

От перестановки мест множителей произведение не изменяетсянапример: 5х2= 10 и 2х5 = 10 

  • уметь решать простые уравнения  (например: 5 – х = 2,     х – 8 = 1,     х + 5 = 10)
  • уметь сравнивать и записывать числа, знать, что такое знаки « < », « > », « = »
  • понимать, что такое точка, прямая, кривая и ломаная линия, отрезок, геометрическая фигура
  • знать единицы измерения длины: сантиметр, дециметр, метр  апример: 1 дм 5 см = 15 см., 18 см = 1 дм 8см, 20 см = 2 дм):

1 см = 10 мм

1 дм = 10 см

1 м = 10 дм = 100 см 

  • знать понятия «периметр» и «площадь»:

Периметр — это сумма всех сторон.

Площадь — это величина, которая показывает, сколько места на плоскости занимает фигура.

  • уметь находить периметр. Например: У прямоугольника длина 5 см, а ширина 3 см. Найди его периметр. P = 5 + 5 + 3 + 3 = 16 (cм)  или P = ( 5 + 3) x 2 = 16 (см).

Чтобы найти периметр, надо сложить все стороны

ИЛИ

сложить длину и ширину и  результат  суммы умножить на 2.  

P = (a + b) x 2, где a — это длина, а b — это ширина.

  • уметь находить площадь прямоугольникаНапример: У прямоугольника длина 5 см, а ширина 3 см. Найди его площадь.  S = 5 х 3 = 15 (кв. см)

Чтобы найти площадь, надо длину умножить на ширину.

S = a x b, где a — это длина, а b — это ширина.

  • уметь решать простые задачи на нахождение суммы (например: «На одной клумбе росло 2 цветка, а на другой 3. Сколько всего цветов росло на клумбе?»)
  • уметь решать простые задачи на нахождение неизвестного слагаемого (например: «В букете было 17 красных и белых роз. Красных роз было 5. Сколько белых роз в букете?»)
  • уметь решать задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц (например: «У Саши было 22 машинки, а у Ильи на 3 машинки больше. Сколько машинок у Ильи?»)
  • уметь решать задачи на нахождение остатка(например: «На стоянке стояло 14 машины. 5 машина уехали. Сколько машин осталось?»)
  • уметь решать задачи на разностное сравнение(например: «На одной полке было 5 книг, на другой – 3 книги. На сколько книг больше на первой полке, чем на второй? На сколько книг меньше на второй полке, чем на первой?»)

Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее. 

  • уметь различать и решать задачи подобного типа

«В одной коробке 10 цветных карандашей, в другой на 6 больше. Сколько цветных карандашей во второй коробке?» 10 + 6 = 16 (к.)

 «В одной коробке 10 цветных карандашей, это на 6 больше, чем во второй коробке. Сколько цветных карандашей во второй коробке?» 10 — 6 = 4 ( к.)

  • уметь решать составные задачи в два действия на основе простых задач (например: В магазине Маша заплатила за альбом 20 рублей, за карандаши на 15 рублей больше. Сколько рублей потратила Маша  за покупку?»)
  • уметь решать задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз (например: «Кате 5 лет, а ее мама в 6 раз старше. Сколько лет маме Кати?»)
  • уметь решать задачи на кратное сравнение (например: «На экскурсию поехали 9 детей и 18 взрослых. Во сколько раз детей было меньше, чем взрослых?»)

Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо большее число разделить на меньшее.